Советы психолога

 

РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА.

По данным Минздрава России, из 6 миллионов подростков, прошедших профилактические осмотры в возрасте 15-17 лет:

- у 94,5% были зарегистрированы разные заболевания, основные из которых: близорукость (за время обучения число детей с близорукостью увеличивается в 5 раз, причем у 40 % болезнь связана с компьютеризацией), заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нервной системы;

- у 55-83% учащихся школ нового типа диагностируется повышенная невротизация, больше половины школьников имеют хронические болезни;

- до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного переутомления, в общеобразовательных школах таких детей – 20-30%.

 

Что можно сделать учитель, чтобы реально снизить процент утомляемости своих подчиненных в рамках урока? Специалисты рекомендуют грамотно, учитывая физиолого-гигиенические требования и критерии, структурировать время урока.

Гигиеническая оценка урока проводится по следующим показателям, при этом используются данные хронометражных наблюдений:

Плотность урока (процент времени, затраченного школьниками на учебную работу);

Количество видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);

Длительность каждого вида учебной деятельности (в минутах);

Частота чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);

Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);

Частота чередования видов преподавания;

Наличие эмоциональных разрядок (поговорка, знаменитое высказывание, веселое четверостишие,  юмористическая или поучительная картина, музыкальная минутка и т.д.);

Соблюдение правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока;

Длительность физкультминуток и гимнастики для глаз, которые должны проводится с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения;

Момент снижения активности учебной деятельности школьника как показатель утомления. Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений учащихся в ходе урока.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА.

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительности различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11-15 мин.

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Смена через 10-20 мин.

5

Количество видов преподавания

Не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин.

Через 15-20 мин.

Не чередуются.

7

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

1

Нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими требованиями.

С частичным соблюдением гигиенических требований.

В произвольной форме.

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.

Имеют случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

10

Наличие, место и продолжительность физкультминуток

На 20 и 35 мин.урока. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторами каждого.

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью.

Отсутствуют.

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции.

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный.

Преобладают отрицательные эмоции.

12

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин.

До 30 мин.

 В течение недели количество уроков с применением технических средств обучения в младших классах не должно превышать 3-4, а в старших – 4-6. отрицательные эмоции у школьников на уроке и в процессе самостоятельной работы по приготовлению домашних заданий в группе продленного дня можно разделить на три группы факторов:

Hosted by uCoz