РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА.
По данным Минздрава России, из 6 миллионов подростков, прошедших профилактические осмотры в возрасте 15-17 лет:
- у 94,5% были зарегистрированы разные заболевания, основные из которых: близорукость (за время обучения число детей с близорукостью увеличивается в 5 раз, причем у 40 % болезнь связана с компьютеризацией), заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нервной системы;
- у 55-83% учащихся школ нового типа диагностируется повышенная невротизация, больше половины школьников имеют хронические болезни;
- до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного переутомления, в общеобразовательных школах таких детей – 20-30%.
Что можно сделать учитель, чтобы реально снизить процент утомляемости своих подчиненных в рамках урока? Специалисты рекомендуют грамотно, учитывая физиолого-гигиенические требования и критерии, структурировать время урока.
Гигиеническая оценка урока проводится по следующим показателям, при этом используются данные хронометражных наблюдений:
Плотность урока (процент времени, затраченного школьниками на учебную работу);
Количество видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);
Длительность каждого вида учебной деятельности (в минутах);
Частота чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);
Частота чередования видов преподавания;
Наличие эмоциональных разрядок (поговорка, знаменитое высказывание, веселое четверостишие, юмористическая или поучительная картина, музыкальная минутка и т.д.);
Соблюдение правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока;
Длительность физкультминуток и гимнастики для глаз, которые должны проводится с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения;
Момент снижения активности учебной деятельности школьника как показатель утомления. Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений учащихся в ходе урока.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА.
№ |
Факторы урока |
Уровни гигиенической рациональности урока |
||
Рациональный |
Недостаточно рациональный |
Нерациональный |
||
1 |
Плотность урока |
Не менее 60% и не более 75-80% |
85-90% |
Более 90% |
2 |
Количество видов учебной деятельности |
4-7 |
2-3 |
1-2 |
3 |
Средняя продолжительности различных видов учебной деятельности |
Не более 10 мин. |
11-15 мин. |
Более 15 мин. |
4 |
Частота чередования различных видов учебной деятельности |
Смена не позже чем через 7-10 мин. |
Смена через 11-15 мин. |
Смена через 10-20 мин. |
5 |
Количество видов преподавания |
Не менее 3-х |
2 |
1 |
6 |
Чередование видов преподавания |
Не позже чем через 10-15 мин. |
Через 15-20 мин. |
Не чередуются. |
7 |
Наличие эмоциональных разрядок |
2-3 |
1 |
Нет |
8 |
Место и длительность применения ТСО |
В соответствии с гигиеническими требованиями. |
С частичным соблюдением гигиенических требований. |
В произвольной форме. |
9 |
Чередование позы |
Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся. |
Имеют случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. |
Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. |
10 |
Наличие, место и продолжительность физкультминуток |
На 20 и 35 мин.урока. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторами каждого. |
1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью. |
Отсутствуют. |
11 |
Психологический климат |
Преобладают положительные эмоции. |
Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный. |
Преобладают отрицательные эмоции. |
12 |
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности |
Не ранее 40 мин. |
Не ранее 35-37 мин. |
До 30 мин. |
В течение недели количество уроков с применением технических средств обучения в младших классах не должно превышать 3-4, а в старших – 4-6. отрицательные эмоции у школьников на уроке и в процессе самостоятельной работы по приготовлению домашних заданий в группе продленного дня можно разделить на три группы факторов:
Неблагоприятная обстановка в учебном помещении, которая складывается из нерационального цветового оформления интерьера, больших перепадов освещенности, действия монотонных, неприятных звуковых раздражителей;
Неправильные формы общения учителя с учениками;
Неудачи в учебе.