Советы психолога

Дорогие ребята!

 Надвигается предэкзаменационная пора, пора выпускных и приемных экзаменов с ее радостями и разочарованиями. Вам предстоит преодолеть свой первый серьезный жизненный барьер – переход во взрослую самостоятельную жизнь в современном обществе.

Вся жизнь человека состоит из всевозможных испытаний. С различными контрольными работами, сочинениями, диктантами, тестированиями и другими испытаниями вы встречались с первых дней обучения в школе.

  При подготовке к экзамену повторение играет главную роль в формировании механизма воспроизведения материала на экзамене. А успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания.

  Например, способ группировки материала облегчает запоминание многозначных чисел, формул. Для запоминания формулировок теорем удобно использовать ассоциативный прием, то есть устанавливать сходство между содержанием, которое надо запомнить, и знакомым предметом. Например, запомнить теорему Пифагора помогает такая фраза: «Пифагоровы штаны во все стороны равны». Вспомнить формулы приведения помогает так называемое «лошадиное правило». Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала.

   Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы будете хорошо понимать, для чего повторяете этот материал.

   Любое испытание – ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, конфликтным и тревожным состоянием человека. Поэтому ваше знакомство с информацией в области психологии стресса и психотехническими способами снятия внутреннего напряжения может дать вам инструмент самопомощи при подготовке и сдаче испытаний.

  Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и вы сможете справиться с волнением и напряжением в процессе подготовки к сдаче экзамена, умело используя инструмент самопомощи. Необходимо четко осознать, что очень многое зависит от вас.

  Давайте сначала рассмотрим некоторые методы самопомощи, которые помогут вам «сбросить» внутреннее напряжение на подготовительном этапе к испытаниям. Например, вам нужно готовиться к экзаменам, а в голову «лезут» посторонние мысли. Попробуйте простейший аутотренинг. Он позволит вам включиться в любую деятельность. Для этого сядьте за стол, где лежат книги, конспекты и т.д., закройте глаза и про себя (или шепотом) повторите 8-10 раз: «Я могу писать. Я могу писать… Я пишу… Я пишу!» Интонации нарастают от механической безучастности до страстного требования. В момент наибольшего напряжения вы внезапно замолкаете, расслабляетесь, откинувшись на спинку стула. В голове пустота, вы ничего не хотите и не ждете. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всем, и вы почувствуете, что через некоторое время в этой пустоте начинает всплывать ваша фраза, а потом и требование писать. Рука сама потянется к бумаге. Если что-то помешает, попробуйте вновь расслабиться и затем снова услышать свой приказ. Фразы могут быть разными, но главное условие – они должны быть короткими и существенными.

  Если же вы не в состоянии сосредоточиться, не можете включиться в работу, то вам надо попробовать написать любые строчки, которые вам приходят в голову. Главное не останавливаться и не перечитывать написанное, не прерывать процесс «врабатывания». Через некоторое время работа по-настоящему захватит вас.

  Активность вашего внимания и умственной деятельности можно повысить, например, с помощью приятных запахов (лимон, лаванда) или при наличии негромких фоновых звуков (приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и др.)

  Не следует забывать, что умственную деятельность повышают манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба. Монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности.

      Поэтому вам при монотонной работе следует через каждые 15 минут делать короткую паузу (1-2 мин) или переключаться на другую деятельность. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. Во время перерыва можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: потанцевать под музыку, сделать несколько ритмичных упражнений.

   «Сбросить» внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена вам помогут методы саморегуляции.

   Одни методы саморегуляции основаны на использовании человеком тех возможностей, которые он имеет «под рукой» . Они связаны с разумным планированием режима труда и отдыха. Когда вы начинаете испытывать во время подготовки к испытаниям психоэмоциональное напряжение, сильную усталость, а, может быть, и теряете самоконтроль, вам надо найти способы «остановки» себя. Перечислим некоторые из них:

-   сделать паузу в работе по подготовке к экзамену;

-   выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в другую ее часть;

-   подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;

-   опустить ладони рук под холодную воду на 2-3 минуты;

-   постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т.п.

 Другие методы саморегуляции, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой, - это психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании психической, духовной и физической форм посредством направленного сосредоточения. Они базируются на четырех способах самопознания и саморегуляции: релаксация (расслабление), концентрация, визуализация и самовнушение. На этих способах основаны различные техники саморегуляции, например, аутотренинг, ауторелаксация.

   Основной способ саморегуляции – самовнушение. Оно должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное) ; должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы в утвердительной форме без частицы «не» ( «я хочу…», «я могу…» и т.п.) и предполагает многократное повторение. Применение подобных способов саморегуляции поможет вам и во время экзамена обеспечить самообладание и выдержку, адекватные проблемной ситуации, неизбежно возникающей при испытаниях.

   Для того, чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам полезно:

-   понять и спокойно обдумать проблемы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения;

-   продумать возможные способы решения проблемы, поставленной в задании;

-   рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, и затем приниматься за более сложные;

-   постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего отведенного времени для выполнения заданий;

-   не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;

-   помнить, что очень важна положительная самооценка; стоит проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому, что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо…»

  Следует помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому вам при подготовке и во время сдачи экзамена необходимо найти свои собственные способы самовнушения и саморегуляции.

  На выполнение работы дается три часа (180 мин.), поэтому вам следует его рационально распределить. Для более эффективного использования времени на экзамене постарайтесь заранее смоделировать и проиграть ситуацию испытаний. Поставьте пред собой часы и заметьте время, которое вы затратите на выполнение демонстрационного варианта экзаменационной работы (см.приложение 2) и отдельных ее частей. Постарайтесь работать без перерыва и сравните затраченное вами время с отведенным.

   Успешность выполнения заданий работы на экзамене вы обеспечите правильным подходом к использованию своих знаний и умений, своих психологических ресурсов.

 

Советы психолога

 

Hosted by uCoz